ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (РЫБКО)
12 июля 2022 года скончался архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на бывшем Лазаревском кладбище и храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве, на территории которого трудами архимандрита Сергия возведен новый большой храм во имя Собора Московских святых.
Вся пастырская, духовническая и миссионерская деятельность отца Сергия была основана на твердой и непорочной Православной вере, тщательном изучении и исполнении Евангелия и творений Святых Отцов Православной Церкви. Именно поэтому любовь к молитве и монашеское жительство сочеталось в деятельности батюшки с широкой и активной проповедью, обращенной не только к благочестивым прихожанам, но и к невоцерковленным людям самых разных взглядов и возрастов, в том числе к неформальной молодежи.
Характерная черта отца Сергия – ревностное деятельное исполнение каждого дела, вручаемого ему Богом. Его духовный путь в юности начался также с ревностного стремления узнать Истину.
Архимандрит Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко) родился 4 августа в 1960 г. в г. Нелидово Тверской обл. В Таинстве Крещения был наречен в честь святителя Георгия Константинопольского (память 18/31 августа). Интересно, что совсем недалеко от Нелидово в деревне Березы (в то время – Смоленской губернии) родился святой равноапостольный Николай Японский, во имя которого будет впоследствии освящен один из приделов новопостроенного храма в Бибиреве.
Будущий пастырь пришел к Православию в юные годы путем серьезных духовных поисков. Прочитав Евангелие, Георгий начал менять свою жизнь. Его друг Константин Скроботов (впоследствии – священник храма Святаго Духа, ныне покойный) убедил его начать поиски серьезного духовного руководства. Константин рассказал о старце-исповеднике, прошедшем сталинские лагеря, духовнике Курско-Белгородской епархии Серафиме (Тяпочкине, +1982, с.Ракитное). Девятнадцатилетний Георгий поехал к о.Серафиму с вопросом: к кому тот посоветует обратиться за духовным руководством. Отец Серафим, видя глубокую веру к нему юноши, предложил обращаться к нему самому. В следующие два года Георгий каждый месяц приезжал к батюшке. Необыкновенный духовный облик подвижника, его молитвы, любовь и мудрые наставления, продолжительные уставные богослужения, длившиеся порой по девять часов без перерыва, сама удивительная и благодатная обстановка Ракитного глубоко изменили жизнь юноши, заложив основу его духовных взглядов и понятий. Отец Серафим благословил Георгию со временем принять монашество и священство, что исполнилось уже после праведной кончины подвижника.
С февраля 1979 г. по 1988 г. Георгий работал звонарем и псаломщиком в храмах Москвы и Московской области: храме Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, Свято-Никольском храме с. Пушкино Пушкинского р-на, Крестовоздвиженском храме дер. Татаринцево Раменского р-на.
В 1988 году Георгий поступает в только что открывшуюся Свято-Введенскую Оптину пустынь. В сентябре того же года наместником Оптиной, архимандритом Евлогием (Смирновым, впоследствии Митрополит Владимирский и Суздальский, ныне покойный) зачисляется в братию. Как вспоминает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), двадцативосьмилетний юноша «прекрасно знал устав, колокольный звон, был начитан в Святых Отцах. Поэтому наместник Оптиной пустыни дал ему послушание пономаря, звонаря, быстро одел его в подрясник. …Его келья была наполнена листовками об исповеди, о Крещении, о Иисусовой молитве, которые он раздавал паломникам, многочисленным молодым людям, которые в поисках веры стекались в Оптину пустынь на том духовном подъеме, который был в момент 1000-летия Крещения Руси. …Любовь его преизливалась на всех, не замыкаясь в себе».
13 апреля 1989 г. послушник Георгий пострижен в иночество с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. 3 сентября 1989 г. рукоположен во иеродиакона. 23 марта 1990 г. архимандритом Евлогием пострижен в мантию с сохранением имени Сергий. 8 апреля 1990 г. рукоположен во иеромонаха епископом Калужским и Боровским Илианом.
Отец Сергий также нес послушания библиотекаря, ответственного за получение посылок и корреспонденции, помощника благочинного, требного и чередного иеромонаха, преподавателя воскресной школы, духовника для богомольцев, составителя летописи, регулярно вел беседы на местном телевидении.
С самого открытия знаменитой Оптиной, в нее большим потоком потекли верующие, интеллигенция, студенты, творческие люди, экскурсанты, любители Гоголя и Достоевского. Паломники, наслышанные о благодатном Оптинском старчестве XIX-XX веков, с большой верой обращались к современным оптинским духовникам – искренним, грамотным, начитанным в Святоотеческой литературе пастырям. Многие юноши и девушки обращались с духовными вопросами и к иеромонаху Сергию, слыша от него живое, благодатное слово о Боге, получая деятельные, жизненные советы. Наставления отца Сергия с того времени и до конца его жизни были основаны на твердой Православной вере и глубокой любви к Церкви, монашеству, Святоотеческому слову. Отец Сергий проводил живые, интересные вечерние беседы с паломниками.
Духовная литература в России в 80-е годы была величайшей редкостью. По просьбе иеромонаха Сергия, ему присылали Евангелие и духовные книги издательства «ИМКА-пресс», репринты дореволюционных книг и другие православные издания из Джорданвилльского монастыря. Целый ряд книг из библиотеки отца Сергия был впоследствии переиздан в издательстве Оптиной пустыни. Имеющиеся книги отец Сергий не только раздавал приезжающей в Оптину молодежи, но и рассылал или передавал с оказиями в другие города, не только знакомым, но и вовсе незнакомым молодым людям.
Уникальным поприщем иеромонаха Сергия было общение с приезжавшими в Оптину со всей России хиппи и молодыми любителями рок-музыки, которые доверяли ему и с которыми он умел говорить о Боге. Десятки юношей и девушек отец Сергий крестил, многих венчал. Многие из приезжавших в то время в Оптину ныне являются священниками, монахами, матушками и просто воцерковленными людьми.
В сентябре 1992 г. о.Сергий был направлен на служение на Московское подворье Оптиной пустыни (тогда – храм Живоначальной Троицы в Останкино), где продолжил ревностно совершать богослужение, проповедовать Слово Божие, духовно окормлять самых разных людей. Регулярно участвовал в православных просветительских радиопередачах на радиостанции «Маяк».
В августе 1994 г. иеромонах Сергий был переведен в клир г. Москвы и назначен и.о. настоятеля храма Святаго Духа сошествия на б.Лазаревском кладбище – большого храма, доведенного в годы гонений до аварийного состояния, восстановление которого требовало огромных средств. Духовные чада, последовавшие за батюшкой, образовали крепкую приходскую общину.
Всегда понимая огромное значение книг в деле спасения, отец Сергий еще в юности в 70-е годы участвовал в выпуске и распространении самиздатовской литературы. Будучи назначен настоятелем храма, он сразу же решил открыть приходское издательство и книжный магазин, прежде всего – в просветительских целях. Нужны были и средства на восстановление храма. Никто не предполагал, что на средства от издательства можно восстановить храм и вести приходскую деятельность. Однако оказалось, что это возможно.
Издательство им.свт.Игнатия Кавказского стало главным и почти единственным источником средств для восстановления храма. Крупных спонсоров храм и община никогда не имели и не имеют. Самоотверженным трудом настоятеля, его помощников, помощью небогатых жертвователей, бескорыстными трудами прихожан, храм засиял благолепием. 18 декабря 1997 г. Святейшим Патриархом Алексием иеромонах Сергий был утвержден в должности настоятеля.
Тем не менее, издатели прежде всего стремились донести до читателей опыт духовной жизни через недорогую книгу, которая поможет в деле спасения. «Что надо делать, чтобы прийти к Богу?» – полноценные ответы на этот вопрос мы стараемся предоставить внимательным читателям Святоотеческих и других назидательных книг.
Приходское издательство стало одним из крупнейших в Москве. За истекшие годы было выпущено в свет сотни наименований книг, от Святых Отцов, трудов свт. Иоанна Златоуста, свт. Тихона Задонского, других святых духовных писателей, до популярной литературы для новоначальных, где излагаются основы веры. Многие переиздавались неоднократно, некоторые тиражи превысили 100 000 экземпляров.
Еще в юности будущий пастырь хотел построить храм и жалел, что в то время это было невозможно. Поэтому отец Сергий был очень рад, когда в августе 2002 года ему было поручено священноначалием строительство нового большого храма на территории храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве – густонаселенном спальном районе Москвы. В том же году, несмотря на сложнейшую систему всевозможных согласований и полное отсутствие средств для этого многомиллионного проекта, работы были начаты трудами двух приходов и помощью небогатых людей.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия, Пасхальные богослужения в 2003 и в 2004 годах были совершены на территории храма под открытым небом.
19 октября 2003 года состоялась закладка котлована нового большого храма во имя Собора Московских святых, рассчитанного на несколько тысяч прихожан (архитектор В.В.Захаров). Строительство было начато и велось на народные деньги. Никаких спонсоров строящийся храм не имеет и не имел. Средства на протяжении всего времени жертвовали простые жители района Бибирева, г. Москвы, других городов и сел России, а иногда даже из других стран.
Милостью Божией, богослужения Рождества Христова 2005 года были совершены уже в цокольном этаже строящегося храма, в приделе равноапостольного Николая Японского, земляка о.Сергия. Здесь же стали проходить ежедневные богослужения.
9 сентября 2011 года, при большом стечении народа, состоялась установка креста. С помощью подъемного крана крест был поднят над центральным куполом и установлен на главу на высоте 39 м. 22 апреля 2012 года, в день Пасхи Христовой, состоялось первое богослужение в центральном приделе во имя Собора Московских святых. Все огромное внутреннее пространство храма было заполнено прихожанами. В 2015 году Храм успешно введен в эксплуатацию.
23 февраля 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов нового храма: главного — во имя Собора Московских святых; правого — иконы Божией Матери «Взыскание погибших»; левого — святителя Николая Чудотворца. Святейшему Патриарху сослужили архипастыри, отец благочинный протоиерей Анатолий (Алефиров), множество духовенства. На службе молилось более 1000 прихожан. Настоятель храма указом Святейшего Патриарха был возведен в сан архимандрита.
При храме ведется активная социальная деятельность, действуют: Воскресная школа для детей во имя святого страстотерпца Цесаревича Алексия, «Центр русского рукопашного боя им. А. В. Суворова», изостудия.
Архимандрит Сергий принял деятельное участие в строительстве и организации приходской жизни еще одного нового храма – во имя Торжества Православия в Алтуфьеве. Приход храма прп. Сергия Радонежского являлся заказчиком и инвестором этого строительства. Кроме того, по благословению священноначалия отец Сергий организовал устройство домового храма во имя прпмц. Великой Княгини Елисаветы при ГБУ «Научно-практический реабилитационный центр», который окормляют священники храма прп. Сергия в Бибиреве.
В то же время отец Сергий продолжал активно проповедовать слово Божие не только прихожанам храма, но и людям самых разных возрастов, в любых аудиториях, где представлялась такая возможность. Отец Сергий более десяти лет вел авторские программы на радио «Радонеж», проводил беседы в редакции журнала «Москва», выступал с докладами на всевозможных конференциях и круглых столах.
Отец Сергий является автором ряда книг и брошюр о спасении в современном мире, постоянным участником многих Церковных и общественных конференций, философских клубов. Батюшка уделял наибольшее внимание молодому поколению и с радостью общался с молодежью, не боясь приходить на самые необычные молодежные мероприятия и собрания со словом проповеди. Неоднократно участвовал в музыкальных вечерах-беседах, где с молодежью встречались священники и музыканты.
В 2004 году Высокопреосвященный Арсений, в то время архиепископ Истринский, передал отцу Сергию прямое благословение Святейшего Патриарха Алексия II на деятельную проповедь среди молодежи, в том числе среди представителей различных неформальных течений и любителей рок-музыки. С того времени отец Сергий обратился к молодым людям на десятках всевозможных концертов и фестивалей, иногда – многотысячных. В 2006 году отец Сергий участвовал во встрече будущего Святейшего Патриарха Кирилла (в то время Митрополита Смоленского) с известными русскими рок-музыкантами.
За миссионерскую деятельность в 2004 г. отец Сергий был награжден премией «Обретенное поколение». Имеет также следующие церковные награды: набедренник (1991г.), наградной наперсный крест (2001 г.), возведен в сан игумена Святейшим Патриархом Алексием (2005 г.), награжден палицей Святейшим Патриархом Кириллом (2009), крестом с украшениями (2014), Орденом св. блгв. Князя Даниила Московского III степени (2010), Орденом свт. Иннокентия Московского III степени (2015); Орденом прп. Сергия Радонежского III степени (2018 г).
В последние годы, несмотря на тяжелые болезни, архимандрит Сергий регулярно служил Литургию, постоянно проповедовал, руководил деятельностью двух приходов и издательства. Лучшим свидетельством высоты просветительской деятельности почившего пастыря является день его блаженной кончины – память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. 40-й день по кончине батюшки пришелся на попразднство Преображения Господня и память покровителя храмоздательства святителя Митрофана Воронежского.
Отпевание архимандрита Сергия состоялось 14 июля в построенном им храме Собора Московских святых при большом стечении духовенства и прихожан. Возглавил заупокойное богослужение архиепископ Матфей Егорьевский, Управляющий Северо-Восточным викариатством. Также Высокопреосвященный Владыка совершил панихиду на могиле архимандрита Сергия в 40й день по его кончине.
Вечная память почившему новопреставленному архимандриту Сергию!
ИЗ ИНТЕРВЬЮ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (РЫБКО)
«Я начал ходить в храм в 1978 году, еще застал советское время. Мы были как какие-то негры, как жители гетто. Я видел 90-е годы – всплеск веры, возрождение веры. Я вижу, как сейчас люди приходят осознанно креститься: и молодые, и пожилые. Особенно я верю в нашу русскую молодежь: это серьезные люди, думающие, интеллектуальные, которые ищут Истину, которым не безразличны судьбы их Отечества и Православная вера. Большинство русских молодых людей с огромным уважением относятся к своим православным корням. А значит, у нас есть будущее. И это великое будущее!
Вот для этих людей я пытаюсь что-то воссоздать: строю храм в Бибиреве для потомков наших современников, которые будут ходить в этот храм, будут там молиться, принимать Крещение, и думаю, будут уходить в монастыри. То, что сейчас идет рост монастырей и храмов – это некоторый показатель. Да, ломать – не строить: все происходит не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее, процесс идет!
Православие востребовано, не смотря на клеветников, не смотря на врагов Православия, которые были, есть и будут всегда. Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей (Мф. 16; 18)!»
«Последнее время я все больше стараюсь терпеть человеческие немощи, потому что проходит время, и человек преображается. Терпеливо носить немощи ближних – задача и духовника, и настоятеля. Мы пытаемся трудиться, по мере наших сил и возможностей – может быть, с Божией помощью что-то и получится. Я все больше убеждаюсь, что человека нужно пестовать, как какую-то слабенькую былинку: ухаживать многие годы, пока эта былинка не окрепнет, не вырастет, не расцветет, не принесет своего плода. За это действительно наставнику будет награда. А когда человек и так сильный, и так облагодатствованный, и так наделен от Бога многими талантами, — я как духовник за что получу награду? Мне тоже хочется спастись, что-то сделать для Господа. Спасти слабую душу, поддержать человека немощного – это, действительно, труд.
Во многом мои путешествия, выступления на рок-концертах, общение с молодежью, особенно неформальной, этим и определяются. Мне очень жалко этих молодых людей. Я сам был в их годы неформалом, хиппи; знаю, чем они дышат. Знаю, что представления о них в обществе достаточно несправедливы и неправильны. Поэтому очень хочется помочь им обрести православную веру. И это происходит на моих глазах.
Почти все мои друзья, с которыми мы когда-то хипповали – сейчас православные воцерковленные люди. Многие приняли священный сан. Девушки стали женами священников или приняли монашество. Я вижу интерес к вере в современных панках, готах, рокерах, байкерах и всех остальных неформалах. Само их неприятие жизни материальной говорит о том, что эти люди, в конечном итоге, ищут Бога. А всякий ищущий находит (Мф. 7; 8). У нас в России все бывает не так, как на Западе, и эти молодые люди придут к Богу. Меня они слушают, по крайней мере, с большим уважением».
(270)